Сайт создан в системе
uCoz
Три рассказа
"Франция. Париж-Ницца-Париж"
Самолет плавно заходит на посадку, и вежливая стюардесса на
чистейшем французском сообщает, что мы прибыли в Париж. Мне как-то
это не особо важно сейчас, в Париже я успею побывать на обратном
пути и осмотреть его полностью, не торопясь, с тем наслаждением,
которое испытываешь, когда, наконец, получаешь то, чего долго
желала. Поэтому, получив свой чемоданчик, я подхожу к стойке проката
автомобилей и арендую на неделю серебристый рено. Париж может и
подождать, я, как гурман, откладываю самое изысканное и
восхитительное на потом, а сейчас меня ждет юг Франции, Ривьера. Та
самая Ривьера, воспетая Фицджеральдом и прочими писателями, та
самая, где принято прожигать жизнь и где я всю свою сознательную
жизнь мечтала побывать. И сейчас я еду туда! Моя душа пела во весь
голос.
Закинув чемодан в багажник, я сажусь за руль и, аккуратно вырулив за
пределы французской столицы, выезжаю на автостраду, ведущую на
Лазурное побережье.
Оказавшись в машине в одиночестве, я позволила своей душе спеть в
полный голос в прямом смысле этого слова и теперь мчалась по
автобану, мурлыкая себе под нос рэгтайм и любуясь окружающим
пейзажем. Пейзаж за окном моей машины был прекрасен: красивые
типично французские домики, окруженные каменной оградой, оплетенной
плющом; кроны деревьев, растущих во дворах; островерхие крыши,
виднеющиеся над этим морем зелени всевозможных оттенков. Он
великолепен осенью, когда листва на деревьях приобретает
всевозможные оттенки от янтарного до темно-красного: малиновые и
шоколадные, морковные и лимонные, оранжевые и багровые, цвета
кармина и, конечно, темной зелени; когда можно часами гулять по
аллеям, наслаждаясь шуршанием листьев под ногами, а потом вдыхать
запах свежесваренного кофе и слушать стук дождевых капель по крыше.
А сейчас, в середине июля, это была всего лишь мозаика из зелени и
светлого и темного камня, красивая, но несколько однообразная, хотя
особенно элегантно она выглядит на закате, когда розовое солнце
освещает резные флюгера, красные черепичные крыши, ограды,
украшенные поверху замысловатыми фигурами. Все это придает местности
легкий оттенок нереальности и, кажется, что сейчас из-за поворота
вынырнет старинный замок Спящей красавицы, пусть и заросший мхом и
плющом, но таинственно красивый.
Периодически пейзаж нарушала какая-нибудь вилла в постмодерновом
стиле, резко нарушающая гармонию окружающего ландшафта. Я весело
усмехаюсь, когда мой рено плавно проезжает мимо таких архитектурных
свидетельств того, что Европа сейчас представляет собой
восхитительную смесь образчиков всех стилей и национальностей.
Наконец я покидаю предместья великолепного города и еду в Ниццу...
Я любуюсь виноградниками, расстилающимися справа и слева от меня.
Сейчас это море листвы различных оттенков - от темно-зеленого до
янтарного с легким налетом зеленоватости; а осенью это будут темные
листья, прикрывающие тяжелые виноградные кисти, из которых сделают
вино высших сортов, которое отправят куда-нибудь на Лазурное
побережье, а потом, лет через двадцать, я буду сидеть в ресторане и
пить это самое вино. Вот такой вот замкнутый круг. Но это будет
нескоро, ведь виноград еще даже не созрел. Среди виноградников тут и
там выглядывают крыши старинных замков, что придает пейзажу еще
большее очарование. Если будете здесь, обязательно тормозните и
полюбуйтесь замками - они того стоят!
Извилистый участок серпантина переходит в старую береговую дорогу,
которая вьется вдоль моря. Со стороны гор стоят эвкалипты, ливанские
кедры и кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья, а с другой
стороны плещется Средиземное море. Каждый из нас имеет свое
представление о рае, в моем случае он совпадает с Лазурным
побережьем. Я еду по береговой дороге, слушая мягкий шелест волн и
джаз, льющийся отовсюду. Эта музыка как визитная карточка Лазурного
берега, она будет сопровождать вас всегда, когда бы вы сюда ни
приехали, но в июле она звучит особенно выразительно, поскольку
именно в это время здесь проводят всемирно известный фестиваль
"Веселый перекресток", который придумал Сидней Бикет. Как раз на
этот фестиваль я и направляюсь.
Ну вот и Ницца. Я въезжаю в город и какое-то время просто плутаю по
его улочкам, таким милым, сохранившим все очарование старины, но
таким узким, что шикарный ламборджини, едущий за мной, вынужден
остановиться, и его водитель грустно смотрит, как мой рено с
легкостью ныряет в переулок, не боясь застрять между домами, как
пробка в бутылке. Его машине такое не под силу. Я весело улыбаюсь
мужчине в зеркальце заднего вида и выруливаю на набережную. Город
дробиться в воде, опрокинутый в море заходящим солнцем. Здесь
одновременно существуют две Ниццы: та, которая на суше, и та,
глубоко в воде, но если первую можно обойти и исследовать, то вторая
- это вечно ускользающий мираж, рожденный джазом и самой атмосферой
местной жизни. У пристани качаются яхты, и легкий бриз играет их
мачтами, исполняя свою собственную пьесу.
В середине июля Ницца превращается в открытую музыкальную площадку,
где непрерывно звучит джаз, хотя здесь можно услышать почти все
направления. Но джаз главенствует, и это не удивительно: ведь весь
Лазурный берег живет в его ритмах...
Неделя пролетает как один день. Утром просыпаться от солнечного
зайчика, бежать из отеля на набережную купаться и возвращаться
завтракать в отель. Потом осмотр местных достопримечательностей (по
одной на каждый день, а то не успею в полной мере насладиться
музыкой, ради которой я сюда и приехала), полдня на полянах, где
играют джаз, а вечером ужин на открытой террасе ресторана с видом на
море.
Я сижу и любуюсь оранжево-желтым солнцем, плавно опускающимся в
розовые волны Средиземного моря. И как достойное завершение дня -
вся ночь, проведенная за танцами под звуки джаза...
Но мне пора возвращаться обратно в Париж. Раннее утро. Розовые лучи
восходящего солнца красиво высвечивают крыши домов. Сонная Ницца,
протанцевав всю ночь напролет, не торопиться просыпаться. Я сажусь в
свой рено, оборачиваюсь и машу рукой городу за моей спиной, который
остается купаться в лучах солнца и звуках джаза, такой прекрасный и
манящий... А впереди меня ждет Париж с его узкими средневековыми
улочками, готической архитектурой, уличными кафе, где чашка кофе
стоит безумно дорого, с Эйфелевой башней, с его веселыми ночами в
Латинском квартале, Париж, такой же загадочный, как улыбка истинной
француженки...
"Италия. Рим"
Париж. Сумерки. Моросит дождь. Узкие кривые улочки кутаются в
сиреневато-серый туман, висящий над городом, как в норковое манто,
что придает столице оттенок потусторонности. В такую погоду
интересно гулять: сворачиваешь за угол, и из тумана перед тобой как
по мановению волшебной палочки вырастает силуэт Нотр-Дама или
Сен-Дени, а можно, свернув за угол, буквально нос к носу столкнуться
с каменной химерой, сидящей на крыльце дома, или с живым человеком.
Но сегодня мне не хочется таких прогулок. Похоже, мой лимит
солнечных дней здесь исчерпан. Я сижу в уличном кафе и пью свой
капуччино. Настроение под стать погоде: такое же грустное и серое.
Звонит мобильник. Я достаю телефон:
- Да?
- Привет! - это звонит мой друг, которого я не видела месяц. - Ты
сейчас где?
- В Париже. А что?
- Это просто супер! Это ж в двух шагах от нас! Слушай, а ты не
хочешь приехать в Рим и составить нам компанию?
- В Рим? - я знаю его достаточно хорошо, чтобы у меня глаза не лезли
на лоб при любом его самом неожиданном предложении. Мне эта идея
нравится все больше и больше, тем более что в Париже мне делать
больше нечего. - В Рим, говоришь... Как у вас погода? - интересуюсь
я.
- Солнце сияет во всю.
- Заметано, - соглашаюсь я. - Я прилечу завтра утром.
- Класс! Позвони, когда будешь знать время прилета - мы тебя
встретим, - он кидает трубку, а я набираю номер аэропорта...
...Как же все-таки хорошо, когда в аэропорту тебя встречают такие
знакомые, а потому такие дорогие тебе лица! Ваник, Злата и Вовчик,
мои чуточку взбалмошные друзья. Все трое загорелые, как негры, и
оживленные, как настоящие итальянцы. Узнав, что я только на день, а
вечером улетаю в Барселону, они предлагают пошататься пешком по
городу, и я соглашаюсь...
Это была самая веселая и сумасбродная прогулка в моей жизни. Три
"гида", сами толком не знающие, что именно они хотят показать одной
"туристке", не знающей, что она хочет увидеть. Все смешалось в тот
день: Рим начала XXI века, современный нам город, Рим XVII века, где
жили и творили титаны Высокого Возрождения, Рим I века, столица
могущественнейшей на тот момент империи... Дворцы, чьи своды лично
расписал Микеланджело Буонаротти и где сейчас находятся посольства
различных стран; мастерские художников, такие современные на вид,
но, войдя в которые, остро чувствуешь дух времени и кажется, что
стоишь в мастерской не начала XXI века, а рабочем кабинете самого
Леонардо да Винчи. Дома, старинные снаружи, но внутри
укомплектованные по последнему слову техники, и наоборот. Собор
Святого Петра, самое величественное здание во всем Риме, такой
белоснежный, много раз перестроенный, но все равно прекрасный.
Фонтаны на площадях, построенные сотни лет назад для украшения и где
сейчас купаются туристы. Колизей, древнеримский амфитеатр, арена
гладиаторских боев, свидетель всех событий, что происходили в этом
городе, начиная от расцвета Римской империи и кончая современностью,
сквозь чьи мощные арки просвечивает синее-синее итальянское небо,
каменная кладка стен которого еще помнит тепло пальцев человека,
сложившего ее две тысячи лет назад. Развалины императорских форумов
все еще хранящие атмосферу того времени, когда они были
произведениями архитектуры. Термы Каракаллы - своеобразный клуб
древних римлян, а сейчас концертная площадка для Паваротти, Доминго
и Каррераса. Громадный рынок, ничуть не изменившийся с тех пор.
Розовый камень нагретых солнцем площадей; крыши домов,
представляющие собой смешение всех стилей от античности до
постмодерна. Улочки Рима, где Феллини снимал свою "Сладкую жизнь",
еще помнящие поступь маэстро, и улочки, где итальянские матроны
вывешивают на просушку белье (Ваник с Вовчиком, оба высокие, дружно
ругались, продираясь сквозь этот лабиринт веревок и белья).
Мраморные львы, стерегущие покой этого великолепного города, на
первый взгляд такого современного, но где, если приглядеться, из
тесных переулков темной аркой, потемневшим от времени фронтоном,
мраморным карнизом, остатками пилястров на фасаде выступает другой
Рим, более старый, но не менее величественный и привлекательный...
Солнце плавно опускается к горизонту, изломанному линиями городских
крыш... Мои римские каникулы подходят к концу. Самолет вылетает
через пару часов и нам пора уезжать в аэропорт. Я уже почти села в
машину, но тут вспоминаю, что я забыла кое-что сделать. Друзья
недоуменно смотрят, как я выбираюсь из фиата и быстро бегу к фонтану
на площади. Ну где же она? Я быстро перетряхиваю содержимое
кошелька. А, вот она! Я достаю сверкающую монетку и, размахнувшись,
швыряю ее в фонтан, где дно уже устлано тонким слоем мелочи. Да, я
знаю, что ночью местные мальчишки вынут все эту россыпь, но сейчас
меня это не волнует. Я выполнила ритуал и знаю, что еще обязательно
вернусь в этот великолепный город, где все перемешано: современность
и античность, грусть и веселье, жизнь и история с культурой...
Город, умеющий красиво жить, и может, именно поэтому такой манящий и
привлекательный... Рим, вечный город...
"Испания. Барселона"
Я всегда любила эту страну, большую часть года нежащуюся под лучами
средиземноморского солнца, ее бесконечные косты, где белоснежный
песок струится сквозь пальцы и шепот волн ласкает слух, где
средневековая архитектура мирно уживается с сюрреализмом Дали, где
королевский дворец является одновременно и действующим монастырем,
страну, где была создана инквизиция, страну, чей двор на протяжении
нескольких столетий был законодателем моды в Европе и чей флот
звался Непобедимой Армадой (ну, до того, как их разбили англичане).
Испания, страна, живущая под звуки фламенко также, как Лазурное
побережье живет под звуки джаза, а Аргентина под танго... У каждой
страны есть своя мелодия, которая звучит всегда и везде на ее
территории, она вплетается во все: в ритм жизни, в одежду, в здания,
во внешность местных жителей; она витает в воздухе страны, надо
только внимательно прислушаться - и вы услышите эти чарующие звуки.
Здесь это фламенко, и, стоя в очереди на таможне, я ловлю себя на
том, что непроизвольно начинаю выстукивать носком туфельки ритм этой
мелодии. Испания, залитая солнцем и хорошим настроением, где можно
весь год валяться на золотистых пляжах, а можно заблудиться в горах
и с восторгом смотреть на деревни с белокаменными церквями, словно
сошедшие со страниц учебника истории... Но это все будет потом, а
сегодня я в Барселоне, столице Каталонии.
Барселона навсегда связана с архитектором Антонио Гауди, жившим
здесь, творившим и придавшим этому городу его истинный облик,
загадочный и мистический, где модерн и сюрреализм причудливо
сплетаются с арабскими мотивами, создавая красивую и неповторимую
испанскую мозаику из солнца, золотистых пляжей, моря, архитектуры и
фламенко, напоминающую паэлью, где сочетаются, казалось бы,
несочетаемые вещи... На всей Барселоне лежит отпечаток ее романа с
Гауди, в ней нет ни единого места, которого не коснулась бы его рука
и фантазия. Я медленно перебираюсь с улицы на улицу, любуясь его
творениями. Вот Каса Висенс, его архитектурный дебют. Пальмовые
листья в узоре решеток, желтые с зеленью цветы на облицовочных
плитах, пальмы во внутреннем дворике, закрытом от посетителей, увы,
пальмовые мотивы видны во всем доме. Дворец Гуэля с серым мраморным
фасадом - изящный особняк, напоминающий одновременно мечеть и
венецианское палаццо с просторным цокольным этажом, каретным двором
и конюшнями, чья кровля - настоящий сад стоячих камней, поскольку
каждая башенка, каждый дымоход облицован керамической плиткой, и
рисунок нигде не повторяется. Санграда Фамилиа - самое любимое
детище Гауди, доминирующее над линией горизонта города,
грандиознейший собор, чье внутреннее пространство напоминает сад:
колонны-платаны, их кроны, смыкаясь, образуют купол, через который
просвечивает звездное небо; где колокола звучат как грандиозный
орган, аккомпанирующей хору ветров, поющих при проходе через
отверстия башен. Самая последняя работа архитектора, венец его
карьеры и просто шедевр. Я стою внутри, и мое сердце замирает от
восторга. Наверное, храм действительно должен выглядеть именно так,
величественно и прекрасно. Я выхожу на улицу и двигаюсь к Каса Мила,
или "Ла Педрера" (каменоломня), как иронично называют этот дом
острые на язык испанцы. Это жилой многоэтажный дом, с довольно
уютными квартирами, но внешне он представляет собой один из снов
Дали: мне лично он больше всего напоминает нагромождение выветренных
скал, хотя испанцы видят в нем и вулкан, залитый лавой, и остов
погибшего корабля, и старый могучий баобаб, и утес с ласточкиными
гнездами... Крыша здесь - это сплошные подъемы, спуски, лесенки,
арки, дымоходы, каминные и вентиляционные трубы, шахты лифтов. Тут
можно бродить часами, восторгаясь или ужасаясь (это зависит
исключительно от вашего чувства прекрасного), но надо постоянно
смотреть под ноги. Я вновь спускаюсь на улицу и медленно иду в
сторону улицы Грасия, этакого парада претензий и амбиций известных
каталонских архитекторов. А вот и мой любимый Каса Батло, который
барселонцы зовут "Домом костей". Солнце клонится к закату, и я
восхищенно застываю. Розовые солнечные лучи падают на фасад,
покрытый "перламутровой рыбьей" чешуей и сейчас переливающийся всеми
цветами радуги. Этот дом изящен и грациозен: в нем нет ни граней, ни
углов, ни прямых линий, его стены изогнуты, будто под
кожей-облицовкой играет мышцами неведомое морское чудовище, чей
хребет - изогнутый зубчатый гребень крыши, украшенный керамическими
бусинами, останки чьих жертв - колонны-кости и балконы-черепа, а над
крышей поднимается башня с крестом-мечом святого Георгия. Я обожаю
дома Гауди: они как ребусы, скрытый смысл которых разгадывать
опасно, но в тоже время невозможно не делать этого, но даже если вы
разгадали этот ребус, попробуйте начать сначала и вы увидите, что
повторить этот фокус вам не удастся - смысл уже неуловимо изменился,
и остается только ловить его, такого призрачного как легкий
освежающий ветер во время фиесты. Мое следующее и последнее место
назначения - "Парк Гуэль": частные виллы, утопающие в зелени
пальмовых рощ, холм, изрезанный дорожками, аллеями, беседками,
фонтанами, гротами, акведуками, извилистыми тропинками и крутыми
лесенками, с вершины которого открывается великолепный вид на
Барселону и море. Я присаживаюсь на знаменитую скамью-змею, покрытую
узором из блестящей разноцветной керамики: магические формулы,
таинственные знаки, загадочные рисунки, числовые ряды - знаки и
символы, такие же непонятные и мистические, как и сам Гауди,
выложивший этот узор. Закатное солнце на секунду застывает над
кромкой моря, дарит мне свою поцелуй в виде последнего луча и падает
в ласковые воды моря. Я мечтательно улыбаюсь в ответ... Барселона,
te amo...
Satella
Сайт создан в системе
uCoz